Монорельсовая дорога Лартига

1 марта 1888 года было открыто железнодорожное сообщение между городами Листауэл и Баллибунен. Это событие было бы не столь примечательным, если бы не тот факт, что это была первая монорельсовая железная дорога в мире. Так два небольших города на юго-западе Ирландии связала одноколейка, изобретенная и созданная французом Лартигом.

Все в составах, движущихся по одноколейке, было основано на балансе. Так локомотив, разработанный Инженерной компанией Ханслет, был с двумя котлами, что бы сбалансировать его на рельсе. Перевозили в вагонах, устроенных по тип двух перекинутых через центральную ось корзин, песок, детей в школу и пассажиров. Крестьяне ухитрялись отправлять в путешествие крупный рогатый скот на рынок, сбалансировав вторую часть вагона другим товаром.

Идея такого вида транспорта пришла в голову талантливому французу после того, как он увидел в Алжире верблюдов, спокойно передвигавшихся по песку с перекинутыми через спину хорошо сбалансированными тюками.
Ирландский монорельс прослужил 36 лет. Его закрытие в 1924 году было ускорено серьезным ущербом, нанесенным в годы гражданской войны 1921-23 г. г. Да и в финансовом отношении он заработала репутацию абсолютно бесприбыльного предприятия.  

В 2003 году была введена в эксплуатацию восстановленная монорельсовая железная дорога Лартига протяженностью 1 км. Правда, теперь ее функции  развлекательно-познавательные, а рядом открыт музей.

Картинки: