Базилика Святой Крови

Легенда гласит, что после распятия Иосиф Аримафейский вытер кровь с тела Христа и сохранил эту ткань. Реликвия оставалась в Святой Земле до Второго крестового похода, когда покоривший Иерусалим Балдуин III передал ее зятю, графу Фландрии Дидерику Ван де Эльзасу. Граф привез ткань со святой кровью в Брюгге 7 апреля 1150 года и поместил в часовню специально для этого построенную им на Городской площади.

Первые исторически достоверные упоминания о Святой Крови в Брюгге датируются 1256 годом. И, кажется, история о константинопольском происхождении – реальна. Во времена Крестовых походов из Византии было вывезено множество священных реликвий, сохранявшихся там, в том числе и Святая Кровь. На это указывает и константинопольский стиль резьбы, в котором выполнен флакон из горного хрусталя.

Базилика Святой Крови расположена в дальнем углу Городской площади и состоит из двух очень различных частей: романской Нижней часовни и готической Верхней часовни. Обе части связаны монументальной кирпичной лестницей, проходящей вдоль фасада на площадь.

Нижняя часовня Св. Василия – единственная романская часовня Западной Фландрии, сохранившаяся с первой половины 12 века. Она действительно была построена Дерриком, графом Эльзасским и посвящена Св. Василию – великому греческому богослову, мощи которого были привезены из Кесарии во времена Крестовых походов.

Часовня создана в достаточно скромной манере, с небольшим количеством украшений, но весьма древних и ценных: скульптурная композиция 12 века Крещение Св. Василия, статуя Мадонна с младенцем начала 14 века. Слева от хоров в 1504 году достроена чудесная часовня Сент-Ив, именно она стала приютом  мощей Св. Василия и местом упокоения графа Фландрии Карла Доброго. Потрясающе выполнен установленный в ней алтарь из черного мрамора работы 16 века.

Верхняя часовня первоначально также была в романском стиле, но позже готический декор полностью изменил ее облик. Свет проникает в часовню сквозь великолепные витражи и выхватывает из трепетного полумрака древние фрески на стенах. Привлекает внимание в первую очередь красочный алтарь на фоне изображенных Святой Троицы и сцен, связанных с реликтовой Святой Кровью.

Святая реликвия хранится в небольшом хрустальном цилиндре, который, в свою очередь, находится в потрясающей работы серебряном шатре с фигурой Агнца Божьего. За сотни лет своего существования Базилика обогатилась столькими неповторимыми шедеврами сакрального искусства, что при ней был открыт музей, демонстрирующий множество уникальных драгоценных ювелирных изделий, в основном, средневекового периода.    
 

Картинки: